Что такое критическое мышление? Это те накопленные знания, которые требуются для принятия того или иного решения, конкретных действий. Оно развивается путем наложения и совмещения нового материала на личный жизненный опыт.
Цель — выработка у детей навыков, необходимых им в дальнейшем. Например, работа с информацией, анализ разного рода явлений, умение выделять главное и второстепенное.
Эта технология актуальна тем, что она позволяет повышать работоспособность у детей, а знания усваиваются в процессе поиска.
Технология развития критического мышления направлена на формирование у учащихся таких навыков, как:
1. Рефлексия. Это умение адекватного оценивания себя, своих поступков и действий.
2. Изобретательность. Учит оптимальному выбору из существующих вариантов.
3. Ответственность. Учащийся отвечает за принятое решение.
4. Автономность. Умение отстаивать свои взгляды, убеждения, даже если они идут вразрез с мнением других.
5. Бытийность. Поиск смысла жизни.
Принято выделять следующие этапы развития критического мышления:
1. Вызов. Зарождение интереса к новому материалу, этап восприятия, прослушивания и обсуждения. Учитель старается оживить знания учеников, которые они уже имеют по данной теме, выступая в качестве проводника новых знаний.
2. Осмысление содержания. Здесь учительская роль заключается в консультировании, поддерживающее у учащихся активное участие и интерес. Делаются записи и пометки, учитель задает дополнительные вопросы.
3. Рефлексия. Творческая работа с информацией. Педагог обращает внимание учеников на первоначальные мысли, вносит дополнения в них, даёт исследовательские задания на основе уже изученной информации.
Методы развития критического мышления:
1. «Корзина идей». Озвучивание новой информации. Выявление уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме.
2. Мозговой штурм. Тренировка мозга для стимуляции мыслительной деятельности. Совместное обсуждение проблемы.
3. «Кластеры». Систематизация информации в виде графиков. Проблема в центре листа, вокруг нее гипотезы, предположения. Ищутся связи между явлениями.
4. Дискуссия. Коллективное обсуждение.
Жизнь современного человека требует не просто знания фактов, а умения пользоваться приобретенными знаниями. Необходимо научить детей созидать и сотрудничать, уметь получать информацию и анализировать ее. Поэтому так важно включать работу по технологии критического мышления в школьное образование, так как она закладывает предпосылки личностного роста и индивидуальности ребенка.