Что такое критическое мышление? Это те накопленные знания, которые требуются для принятия того или иного решения, конкретных действий. Оно развивается путем наложения и совмещения нового материала на личный жизненный опыт.

Цель — выработка у детей навыков, необходимых им в дальнейшем. Например, работа с информацией, анализ разного рода явлений, умение выделять главное и второстепенное.

Эта технология актуальна тем, что она позволяет повышать работоспособность у детей, а знания усваиваются в процессе поиска.

 

Технология развития критического мышления направлена на формирование у учащихся таких навыков, как:

1. Рефлексия. Это умение адекватного оценивания себя, своих поступков и действий.

2. Изобретательность. Учит оптимальному выбору из существующих вариантов.

3. Ответственность. Учащийся отвечает за принятое решение.

4. Автономность. Умение отстаивать свои взгляды, убеждения, даже если они идут вразрез с мнением других.

5. Бытийность. Поиск смысла жизни.

 

Принято выделять следующие этапы развития критического мышления:

1. Вызов. Зарождение интереса к новому материалу, этап восприятия, прослушивания и обсуждения. Учитель старается оживить знания учеников, которые они уже имеют по данной теме, выступая в качестве проводника новых знаний.

2. Осмысление содержания. Здесь учительская роль заключается в консультировании, поддерживающее у учащихся активное участие и интерес. Делаются записи и пометки, учитель задает дополнительные вопросы.

3. Рефлексия. Творческая работа с информацией. Педагог обращает внимание учеников на первоначальные мысли, вносит дополнения в них, даёт исследовательские задания на основе уже изученной информации.

 

Методы развития критического мышления:

1. «Корзина идей». Озвучивание новой информации. Выявление уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме.

2. Мозговой штурм. Тренировка мозга для стимуляции мыслительной деятельности. Совместное обсуждение проблемы.

3. «Кластеры». Систематизация информации в виде графиков. Проблема в центре листа, вокруг нее гипотезы, предположения. Ищутся связи между явлениями.

4. Дискуссия. Коллективное обсуждение.

 

Жизнь современного человека требует не просто знания фактов, а умения пользоваться приобретенными знаниями. Необходимо научить детей созидать и сотрудничать, уметь получать информацию и анализировать ее. Поэтому так важно включать работу по технологии критического мышления в школьное образование, так как она закладывает предпосылки личностного роста и индивидуальности ребенка.

8 800 700 11 01
Практичное образование!
Присоединяйся, достигай!
Войти в кабинет

Добро пожаловать в UMIUS: