Учиться и учить важно с хорошим настроением. Положительные эмоции — это ключик к «сердцам» школьников, источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться. Но как добиться того, чтобы каждый урок проходил словно «на одном дыхании», и каждая новая встреча вызывала как можно больше положительных эмоций?
Известно, что лучше запоминается та информация, которая соответствует настроению. Работать над созданием мажорной тональности урока нужно до его начала. Приветствуя детей улыбкой, подбадривающими словами, шутками педагог создает предстартовые состояние, которое не просто поднимает настроение, но и дает ощущение эмоционального подъема. Включить ребят в работу — важная задача педагога. Большинство детей не способны заниматься в условиях психологического дискомфорта, то есть, беспокойства, страха, раздражения, тревоги. Эти и другие негативные эмоции мгновенно блокируют учебный процесс. Как сказал великий Франсуа де Ларошфуко: «всё, что перестает удаваться, перестает и привлекать». Поэтому, нельзя требовать от ученика невозможного. И если ребенку трудно, и вы видите, что он старается, но не справляется – снижайте требования.
Каждый ученик должен чувствовать, что учитель старается не подловить или уличить в незнании изучаемого, а помочь понять, запомнить, усвоить учебный материал. Не стоит забывать о том, что об одном и том же можно рассказать разными словами, на разных примерах и с разными эмоциями. И от правильного подбора материала и формы подачи напрямую зависит процесс усвоения знаний. Не менее важно и вовремя переключать виды деятельности, корректируя и поддерживая эмоциональный фон урока при помощи слов, жестовых сигналов, приемов эмоциональной и физиологической разгрузки. Именно в интересе к любому виду деятельности, как известно, кроется и источник мотивации. И как свидетельствуют исследования, в процессе обучения она в 2,5 раза важнее интеллекта! Поэтому, чем значимее выполняемая работа, тем больше стремление ее завершить и заслужить похвалу. Правда, никогда не стоит забывать золотые правила педагогов: «Хвалите действия, а не личность. Четко обозначайте, за что хвалите. Хвалите без сравнений». И всегда помните о том, что быть хорошим учителям, значит, ежедневно поддерживать ситуацию успеха на уроке.