Как измерить знания учащегося? Если бы на этот вопрос существовал единственно верный ответ, педагогика была бы гораздо более скромной дисциплиной. Однако сегодня мы не можем определиться даже с тем, в чём именно измерять знания. Давайте поговорим о самых типичных системах оценок в школах разных стран мира.
— Россия
Привычная нам ещё с советских времен система школьных и вузовских оценок — на самом деле серьёзно искажённый временем тип оценивания знаний. Мы называем её «пятибалльной», но по-настоящему пользуемся только четырьмя баллами. Вводим «плюсы» и «минусы», чтобы расширить диапазон значений, а потом высчитываем средний балл «на глаз». «Кол» — главный страх, а в старших классах — оценка, которую легко перерисовать в случае пересдачи.
— Англо – американские системы
В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль неудовлетворительной оценки обычно выполняет «E» или «F». В пользу первой говорит алфавитный порядок, вторая — понятное сокращение от fail (провал), но даже в США нет согласия по поводу набора букв.
— Большинство стран мира
Базовым вариантом системы «A-B-C-D-E/F» пользуются в Гонконге, Индонезии, Афганистане, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии. В Швеции и университетах Норвегии и Эстонии «E» сделана нижним проходным баллом, а «F», соответственно, неудом.
Казахстан, Канада, Кения, Малайзия, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия и Таиланд расширяют эту шкалу, официально добавляя почти к каждой оценке плюсы и минусы (и всё равно среди них не найти пары одинаковых систем: например, в Малайзии только «B» встречается и с плюсом и минусом, а в Монголии, наоборот, почему-то только у «B» нет варианта с плюсом).