В современном мире широко распространены представления о том, что человеческие навыки приобретают вполне конкретное деление на так называемые “skills”. Среди них, в первую очередь, выделяются “soft skills” и “hard skills”, которые относятся к профессиональным навыкам. Сама по себе категория “skills” крайне условна, и в целом ряде случаев не выдерживает критики, ведь любой гуманитарный термин абстрактен, а потому всегда приходится индивидуально подходить к вопросу.
Кстати, специалисты выделяют также и некие “self skills” – личные навыки, и они крайне важны для учителя в нашем мире постоянных изменений. Что это такое и как может помочь учителю?
“Self skills” можно считать прогрессом в общем учении о “навыках”, ведь они предполагают обращение внимания человека к самому себе, а не только к профессии. Навыки “самости” учат заботиться о самих себе, проявлять внимание к собственному “Я” и независимо от каких-либо внешних факторов. Слово “self” предполагает обращение к своему внутреннему миру где решаются ключевые вопросы самоидентификации.
Преподаватель – это одна из самых стрессовых профессий, без которой, впрочем, невозможно представить себе любое общество. Именно поэтому преподаватель никогда не уйдёт, никогда не перестанет быть неактуальной профессией. Однако это не означает, что нужно с головой уйти в деятельность и оставить внутренний мир навсегда. “Self skills” – это умение задавать вопросы о самом себе, своём профессиональном пути, способности к рефлексии. К примеру, лучше всего решить для себе точно – навечно вы решили связать себя с учительством или это – лишь временный этап?
В рамках “self skills”, как правило, выделяются специальные группы навыков, а именно:
1) самоопределение (соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью);
2) самообразование (формирование и реализация индивидуальной образовательной программы);
3) самоорганизация (умение выстраивать структуру задач и целей, ранжировать их и так далее).