«Признак просвещенного ума — способность обдумывать мысль, не соглашаясь с ней» (Аристотель)
В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется вопросам развития критического мышления. Это ключевой навык 21 века, и чем активнее развивается интернет-пространство и новые информационные технологии, тем более востребованным становится критическое мышление. Поэтому одна из важнейших задач современного образования заключена уже не в том, чтобы просто обеспечить ученика «багажом» знаний, а научить управлять информацией: вникать в суть, изучать, анализировать, сопоставлять и т.д. Критическое мышление важно развивать на каждой ступени обучения и в рамках разных учебных дисциплин. К примеру, применение технологий развития критического мышления на уроках математики с одной стороны, помогает лучше усваивать учебный материал, повышая эффективность восприятия информации, а с другой, развивает логическое мышление, алгоритмическую культуру, творческие способности и др. Какими же приемами и методиками можно и нужно пользоваться на уроках математики?
Важно помнить о том, что критическое мышление начинается с постановки вопроса, выяснения сути проблемы и аргументации.
1. «Работа над ошибками» в школьных учебниках
Учащимся предлагается проанализировать материал, представленный в учебном пособии. И по возможности найти и разобрать неточности, недочеты в формулировках, задачи с двойным толкованием и т.д.
2. Сравнения и противопоставления различной информации
Эта техника может успешно применяться в отношении любой темы. Чтобы стимулировать критическое мышление детей, предоставляйте им возможность сравнить два (или более) метода решения одной и той же задачи. Предлагайте в ходе совместного обсуждения защищать (или опровергать) противоположные позиции.
3. Примеры и контрпримеры
Доказывая то или иное утверждение, предлагайте учащимся приводить примеры, которые доказывают то или иное утверждение. Или, напротив, дайте задание найти контрпримеры, которые опровергают общепринятое утверждение.
4. Логическая цепочка
Применяется на любом этапе урока, в зависимости от цели, которую ставит педагог. Выстраивая рассуждения путем расстановки логической последовательности элементов, учащиеся быстрее усваивают большие объемы информации и выявляют закономерности.
5. Математические софизмы
Задача учащихся — найти хорошо замаскированную ошибку в математическое утверждении, которое на первый взгляд кажется абсолютно верным. Разбор математических софизмов развивает вдумчивое и критическое отношение к изучаемому материалу и учит идти по логически выстроенному пути.
6. «Корзина идей»
Это прием организации групповой работы, когда в форме открытого обсуждения идет актуализация полученных знаний. На доске изображается значок корзины, в которую надо совместными усилиями собрать основные термины, понятия и определения, раскрывающие суть темы.