«Опять в тетрадках — грязь! Сколько можно писать как курица лапой..!»- примерно в такой форме и учителя, и родители привыкли делать замечания школьникам за неаккуратный, неразборчивый почерк. Действительно, каракули в школьных тетрадях отчасти напоминают хаотичные следы курицы. Так что древняя латинская фраза «gallina scripsit», в дословном переводе означающая «написано курицей», и в век гаджетов звучит весьма актуально. Увы, не только дети, но и взрослые всё чаще пишут небрежно, забывая о том, что чистописание – это не просто умение правильно писать буквы и цифры, но и способность ясно излагать свои мысли.
Выводя первые буквы, записывая упражнения, дети учатся эффективнее обрабатывать и запоминать информацию, делать выводы, размышлять. Освоение и регулярное использование ручного письма связано с развитием целого ряда важных навыков, которые формируются именно в младшем школьном возрасте. Научно доказано, что процесс письма сильнее активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. Чем больше ребенок пишет, тем больше тренирует мелкую моторику рук, а также развивает теменной участок головного мозга, который отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью. Важно и то, что письмо от руки способствует выстраиванию множества нейронных связей, необходимых для запоминания букв и развития навыка беглого чтения. Вот почему тот, кто хорошо пишет, лучше читает и наоборот.
Практика показывает, что аккуратный, разборчивый почерк оказывает положительное воздействие на успеваемость и повышает самооценку. Не зря же говорят, что каллиграфия и чистописание «ум в порядок приводят», тренируют внимание и даже усмиряют характер. Да, освоение письма дается большинству детей непросто, но не спешите упрекать их в лени или неаккуратности. Не особо красивый и часто небрежный почерк в первом классе — это нормальное явление, поскольку процесс обучения письму занимает несколько лет и обычно почерк формируется к 9-10-летнему возрасту. Считается, если ребенок, не используя линейку, способен провести несколько достаточно ровных линий, то научиться писать для него — дело времени. Однако если линии из раза в раз получаются прерывистыми и разнонаправленными, то есть повод для беспокойства. Ведь проблемы с освоением письма могут возникнуть на фоне задержки речевого, психического и моторного развития, нарушений звукопроизношения и т.д. Но в тоже время регулярные занятия каллиграфией включены в систему лечения аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, депрессии, неврозов, болезни Альцгеймера, психосоматических заболеваний и др. Словом, работать над почерком полезно, причем, не только детям, но и взрослым. Тем более, что написанные от руки буквы и цифры запоминаются гораздо лучше электронных символов. Учитесь писать правильно и красиво!