Как развить фантазию, творческое воображение детей и научить мыслить креативно?
«Управление фантазией — одно из качеств хорошо организованного мышления». Это утверждение принадлежит автору теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – Генриху Альтшуллеру. Проанализировав материалы 40 тысяч патентов, выдающийся инженер пришел к выводу, что в основе любого изобретения лежит 40 основных приемов. Так, в 1946 году возникла теория решения изобретательских задач, которая благодаря своей универсальности оказалась востребованной в самых разных сферах деятельности: бизнесе, политике, рекламе, искусстве, образовании. Не случайно в последние годы в России возрождается интерес к ТРИЗ-педагогике, которая представляет собой целую систему, направленную на развитие у детей творческого мышления для эффективного решения задач. Отличительной чертой ТРИЗ является взгляд на любой вопрос как на открытую задачу, то есть такую, у которой нет одного правильного решения. И действительно, как показывают исследования, дети, занимающиеся по методам ТРИЗ-педагогики, становятся более открытыми, общительными, у них быстрее развивается логическое и творческое мышление, увеличивается словарный запас и главное – они умеют отстаивать собственную точку зрения и самостоятельно находить выходы из самых сложных ситуаций. Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно буквально с 2-х лет, используя такие приемы, как «мозговой штурм», мнемотехника (метод запоминания информации, основанный на построении ассоциаций), синектика (поиск новых идей посредством построения аналогий), метод каталога (создание сказок на основе основных элементов и т.д.) и т.д.
Существует масса увлекательных и доступных ТРИЗ-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в которые можно играть всей семьей. Предлагайте нестандартные ситуации, находите творческие решения и обсуждайте!
1. Цель дидактической игры «Хорошо-плохо» – научить детей, начиная с 3-летнего возраста, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. К примеру, предложите малышу подумать и рассказать: «Почему в одних случаях, дождь – это хорошо, а в других – плохо?» и т.д.
2. В игре «Что можно сказать о предмете, если там есть…» нужно угадать предмет по какому-то признаку. К примеру, «Что можно сказать о предмете, если там есть мотор?». Детям постарше следует усложнять варианты вопросов. Например: «Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?»
3. Игра «Придумай по схеме сказку» основана на том, что дети получают карточки со схематичным изображением предметов и объектов и на основе этих материалов сочиняют и рассказывают сказки.
4. Игра «Где живет?» основана на том, что дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических существ. Допустим, на занятиях по математике можно порассуждать на тему, где живет цифра 3 (в днях недели, в месяцах года), на уроках рисования интересно представить, где живет красная краска (в зеленой, фиолетовой, в осеннем листике, в цветке и т.д.)
5. В основе игры «Аукцион» лежит принцип «кто больше». Цель занятия – научить детей находить возможности использования различных вещей и предметов в дополнение к основным функциям. К примеру, ведущий игры задает вопрос «Как использовать песок?». А игроки, как на настоящем аукционе, поднимают руки и называют варианты использования песка.
ТРИЗ — это путь к творчеству!