Школа – уникальный и сложный институт, где необходимость всестороннего развития ребёнка отражается на структуре и числе образовательных дисциплин и учебной программе. Эстетическое, умственное и физическое воспитание в школе тесно переплетены между собой, а потому баланс между ними – необходимая часть педагогической работы.
В основе эстетического воспитания лежит творческий подход, а именно – как можно большая степень развития креативности в детях, активизации работы правого полушария мозга. Эстетическое воспитание напрямую отражается на особенностях восприятия окружающей среды, труде, общественных отношениях с позиций идеала красоты. Глубина мышления, тонкость чувств – всё это лежит в основе эстетического воспитания, которое формируется через приобщение к искусству кино, музыки и литературы. Формируется кругозор ребёнка, его приобщение к культурному наследию, а, значит, определяется основа отношения к миру вокруг.
Наиболее тесная связь с эстетическим воспитанием у умственного, они связаны самым тесным образом. Выбирая для изучения определенную сферу умственного труда, школьник автоматически приобщает свои эстетические представления к соответствующей сфере или области. В свою очередь, искусство находится в непосредственной близости с большинством сфер жизни, являясь примером осмысления окружающей среды людьми. Именно из художественной сферы познаётся многое, что находит отражение в архитектуре и строительстве, в большинстве гуманитарных дисциплин.
Является большой ошибкой игнорировать взаимосвязь физического и трудового воспитания с умственно-эстетическим. Напротив, именно благодаря физическому труду развивается мозговая активность, а ресурсы организма мобилизуются для активной умственной деятельности. Физические упражнения со времён Античности идут рука об руку с умственным развитием, а философские достижения Древнего мира всегда шли рядом с популяризацией спорта. Дело в том, что развитие моторики и мышц можно назвать условием успешного умственного труда. Здоровье организма – обязательное условие для успешной умственной деятельности.