Школьный период является одним из главных в жизни ребёнка, когда происходит первый этап вступления в большую социальную группу – образовательное учреждение, со своими корпоративными правилами и обычаями.
Безусловно, что на данном этапе круг общения школьника резко расширяется, что обусловлено наличием классного коллектива – как ровесников, так и педагогов.
При этом может показаться, что возникает как бы двойная воспитательная парадигма – с одной стороны, школьная, с другой – внутрисемейная. В связи с этим важно понимать, что компромиссный подход к влиянию школы на учащегося является одной из гарантий его дальнейшего приспособления к социуму.
Можно ли сказать, что педагог является еще одним воспитателем?
1. Жизнь в классе.
В отличие от интимной семейной обстановки, малого коллектива, педагог является куратором поведения ребёнка совсем в другой группе – школьной. Здесь ситуация усложняется наличием сложной иерархии, множества дисциплин и необходимостью учета интересов других подростком.
Именно поэтому нельзя радикально отрицать важность участия педагога как воспитателя в процессе роста школьника.
2. Прототип будущей работы.
Преподавателя можно считать (хотя бы в какой-то части) руководителем отдела, будущего работодателя, как минимум – старшего, который постоянно присутствует в жизни ребёнка, не являясь при этом близким человеком.
Соответственно, не стоит бояться каких-либо дисциплинарных взысканий со стороны преподавателя, так как первые негативные реакции на поведение ребёнка стоит воспринимать как подготовку к взрослой жизни.
Педагог заслуживает свободы действий для того, чтобы очертить перед школьником границы дозволенного – как модель поведения в коллективах, где ребёнок когда-то окажется.
3. Помощник в новом мире знаний.
Именно воспитатель – классный руководитель, больше всего времени проводит с ребёнком в школе, помогая последнему освоить невиданные ранее массивы информации.
Этот аспект потребует не только формального чтения лекций, но и эмоционального воздействия на школьника, так что стоит не мешать задержкам после уроков или дополнительных классных мероприятий.