Новый учебный год — не за горами, есть вероятность, что к классу присоединится новый ученик. Как же помочь ему адаптироваться в сформировавшейся группе?
Вливаясь в новый коллектив, все мы испытываем сильное эмоциональное напряжение, которое в первую очередь связано с беспокойством по поводу того, как нас воспримут незнакомые люди. И чем младше человек и меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение. Безусловно, что адаптация ребёнка в новой школе – это довольно трудный и важный процесс, которые зависит от индивидуально-психологических особенностей личности и требует терпения, внимания и всесторонней поддержки со стороны взрослых. С чего же начать? Самое главное, чтобы решение о переходе в другое учебное заведение принималось с учётом мнения школьника и не шло в разрез с его позицией. Родителям стоить заранее посетить вместе с ребёнком новую школу, познакомиться с директором, завучем, классным руководителем и дома составить список ожидаемых перемен к лучшему и список возможных страхов.
Очень важно, чтобы школьник ощущал позитивный настрой и родителей, и педагогов, что придаст ему уверенности. Чувство безопасности – одно из самых важных условий успешной адаптации. И если педагог будет доброжелательно и внимательно относится к «новенькому», он гораздо быстрее освоится в новых условиях. Не забывайте о том, что появление нового ученика так или иначе отразится на общем психологическом климате в классе. Необходимо заранее рассказать ребятам о скором пополнении коллектива и попросить поддержать нового ученика. Предложите учащимся организовать для новичка экскурсию по школе и проведите после занятий психологический тренинг. Предложите «новенькому» рассказать о себе в нескольких словах, а далее дайте возможность каждому ученику представиться по имени и приободрить одноклассника словами поддержки. После этого все должны пожать руку «новенькому», как бы принимая его в свои ряды. Не менее важно правильно оценить и уровень подготовки ребёнка. Если вы видите, что он быстрее всех справляется с заданиями, стоит задавать примеры посложнее. А если ученик явно отстаёт от одноклассников предложите задержаться после уроков и в ходе индивидуальной беседы обсудите трудности, с которыми пришлось столкнуться. Постарайтесь выстроить разговор тактично и заверить, что содержание личных разговоров с вами не будет разглашаться. Чтобы адаптация проходила быстрее, можно посадить «новенького» вместе с одним из лидеров класса, который поможет влиться в коллектив и подтянуть знания по отдельным предметам.
Спустя неделю или две после начала обучения стоит организовать встречу с родителями, в ходе которой важно оценить степень адаптации ребёнка. И обсудив с родителями возникшие проблемы, постараться вместе найти пути их решения. В среднем адаптация в новом учебном заведении занимает от 3 недель до 3 месяцев, но если этот период затянулся, стоит обратиться за помощью к школьному психологу.