Потенциал каждой страны, который позволит ей развиваться и созидательно решать социальные и экономические задачи современности – это высокомотивированные, одаренные дети. Поэтому для нашей страны сегодня как никогда важно выявить и поддержать учащихся, у которых потребность достичь успеха проявляется с особой силой. У таких детей по сравнению с большинством выше интеллект, восприятие учебы, творческие способности и тяга к познанию нового. Система работы учителя с высокомотивированными детьми – это прежде всего развитие познавательных возможностей и навыков, умение увидеть в ребенке индивидуальность, развить его способности. Целью работы учителя является создание условий, помогающих реализовать возможности учащихся.
В своей работе учитель придерживается следующих принципов:
1. Принцип воспитывающего обучения. Это обучение планирования деятельности, самостоятельности в принятии решений, развитие целеустремленности;
2. Принцип ориентации на успех. Воспитание уверенности каждого ученика в том, что он умный и сможет стать успешным;
3. Принцип направления на область ближайшего развития. Способность учителя увидеть самый малый положительный результат и закрепить успех.
Формы обучения высокомотивированных учеников:
1. Индивидуальная программа или план. Предусматривает использование современных технологий, благодаря которым ученик получит информационную поддержку, исходя из его потребностей.
2. Кружки, факультативы и индивидуальная работа. Помогают выявить способности ребенка, учесть потребности в познании нового.
3. Углубленное изучение предмета. Повышенный уровень актуален для детей с уже сформированным интересом к какой-то области знаний.
4. Исследовательские задания и работы.
5. Олимпиады и научно-практические конференции.
Учитель использует программы обучения, которые:
1. Включают исследование глобальных проблем. Это подпитывает интерес детей к общим и универсальным темам;
2. Стимулируют стремление учеников к постоянному расширению своих знаний;
3. Учитывают интересы детей и поощряют их, развивают самостоятельность в поиске нужной информации;
4. Обеспечивают различные вариации учебного процесса, корректируют формы и методы обучения с учетом потребностей учеников;
5. Предоставляют разнообразные источники получения информации, в том числе создают места для исследований при музеях и лабораториях;
6. Формируют навыки публичного общения для обсуждения результатов своей работы.
Задача учителя – поддержать желание детей развивать свой талант и способности, которые им очень пригодятся в дальнейшей жизни. Выполнение этой задачи зависит от интереса учителя к своей работе. Если он велик, то педагог сможет донести свои знания ученикам, станет примером для них и воспитает более осведомленных учеников. Недаром говорят, что наивысшее мастерство учителя – это создание ученика, превосходящего его самого.