Статистика показывает, что около 10% людей (оценки сходятся по всему миру) являются левшами. Как правило, несколько человек в школьном классе обязательно – леворукие. До недавнего времени отношение к феномену характеризовалось скорее негативно, учителями практиковались методы по насильственному исправлению этой “болезни”.
Кстати, это касалось не только школы, но и дошкольного этапа в жизни учащегося. Важно понимать, что такое леворукость и как относиться к ней, чтобы избежать травм ребёнка.
1) Не патология.
Асимметрия рук (доминирование одной из них) обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Исследования показали, что у правшей доминирующим является левое полушарие (ориентация на вербальную информацию).
Однако у левшей расположение основных функций между полушариями более сложно, являясь не просто отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Так, функциональная асимметрия у левшей менее выражена, центры речи расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым.
Ученые считают, что леворукость – особенная индивидуальность, неизбежно влияющая на биологические характеристики организма. Бороться с ней – как бороться против самого ребёнка.
2) Опыт прошлого.
Негативные прецеденты педагогической практики по общению с леворукими малышами привели к тому, что развитие и проявление неврозов у детей с этой особенностью встречаются намного чаще. Причина этому – насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе (или в детском саду). Даже была выявлена проблема “скрытых левшей” – детей, который скрывали свою леворукость. Безусловно, что такой подход формирует закомплексованность и чувство неполноценности.
Педагог несёт ответственность, в том числе, и за развитие психики ребёнка, а потому учитывать эти ошибки – значит уважать не во всём одинаковых подростков.
3) Творческие способности.
Так как у левшей рабочим полушарием является правое, то и склонность к творчеству у таких детей – в самой природе организма.
Ни в коем случае не рекомендуется пренебрегать свободой самовыражения своего малыша, но, напротив, помочь ему, используя школьный формат – внеурочные занятия, кружки и обратная связь с преподавателями творческих дисциплин помогут понять индивидуальность учащегося.