Не секрет, что работа учителя связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками и соответственно, нервным перенапряжением, к чему готов далеко не каждый начинающий педагог. Вот почему одни посвящают себя работе с детьми, а другие стремятся к тому, чтобы занять руководящие должности сначала завуча, а потом и директора школы. Но какими личностными качествами и профессиональными навыками должен обладать хороший управленец и с чего начинается его карьера?
Для того, чтобы правильно выстроить путь к должности «босса», придется приложить немало усилий. Кстати, большинство будущих директоров школ «стартуют» именно в качестве учителей. Одним из важнейших факторов утверждения на этот руководящий пост является стаж работы в школе не менее 5 лет. Ещё одно из непременных условий – наличие диплома о высшем образовании и преимущественно — педагогическом. Кстати, очень полезно заранее начать вести портфолио, буквально с момента поступления в бакалавриат, и естественно, не забывать его постоянно обновлять. Это – эффективный инструмент для продвижения по карьерной лестнице. Ну и конечно же, необходимо в течении нескольких лет отработать простым преподавателем, что, безусловно, позволит обрести полезный опыт и адаптироваться в школьном коллективе. Причем, учитель, намеренный стать директором, должен быть инициативным и ценным сотрудником. Можно попробовать взять на себя роль лидера в решении вопросов улучшения материально-технической базы образовательного учреждения, проявив организационные способности и т.д. Все это поможет наладить деловые контакты и завоевать авторитет. Ведь такая руководящая должность, как школьный директор, всегда имеет высокую конкуренцию. Следующей ступенькой на пути к карьере управленца станет опыт работы в качестве завуча. Во многих школах именно эта часть карьеры будущего директоры является определяющей. Поэтому, ещё будучи завучем, стоит сосредоточиться на получении опыта в области формирования бюджета и найти взаимопонимание с родителями и учителями. Не стоит забывать и о личных качествах будущего управленца, который, кстати, должен обладать исключительным терпением и особым складом мышления. Ведь директору важно уметь принимать стратегически верные решения и брать на себя ответственность. Но в то же время нужно быть дипломатичным и уметь взвешивать свои действия и решения. И наконец, настоящий школьный директор должен быть неравнодушен к детям. Стремление понять, помочь и услышать каждого учащегося – важнейшие качества не только педагога, но и просто отзывчивого человека, которому дети смогут довериться. Ведь большинство школьных проблем и всяческих неувязок решаются именно благодаря мудрым директорам, которые знают тонкости психологии, владеют искусством эффективных коммуникаций и т.д.
Ведь директор – это не просто должность, а особый и очень непростой образ жизни. Покой, как говорится, вам будет только сниться, а нервы должны быть крепкими. Поэтому, важно быть увлеченным своим делом человеком и относиться к школе, как к своему второму, любимому дому… В добрый путь, будущие директора!