Могут ли дети с ограниченными возможностями обучаться в обычной школе? Ответ на этот вопрос ищут педагоги, психологи, медики и всё большее внимание акцентируют на идее создания инклюзивной образовательной среды. Это — реальный шаг на пути решения проблемы социальной адаптации «особенных» детей и возможно, новая веха в жизни современных учебных заведений.
Стоит отметить, что само понятие «инклюзивность» предполагает общедоступность различных способов получения знаний, то есть, вовлеченность людей с особыми физическими потребностями в общество. По сути инклюзивное образование – это такая форма обучения, при которой каждый ребенок, без исключения, может учиться вместе со своими сверстниками. И главные задачи учебного заведения, на базе которого формируется инклюзивная образовательная среда, создать условия, при которых у всех учащихся, в том числе и у детей с ограниченными возможностями, будет равный доступ к обучению. Безусловно, что это — довольна сложная и крайне ответственная задача, как в моральном, так и материальном плане. И начать, пожалуй, стоит с создания соответствующего психологического климата во всем педагогическом коллективе, который должен быть готов к работе с «особенными» детьми. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от состояния здоровья необходимо предусмотреть отдельные, индивидуальные способы перемещения по учебному заведению. Грузовые лифты, пандусы и даже пространство внутри здания – всё это важные составляющие инклюзивной образовательной среды.
Стоит заранее продумать системы дополнительной или альтернативной коммуникации для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д. А значит, приобрести соответствующее оборудование, позволяющее использовать в ходе уроков аудиокниги, видео и фотоматериалы и т.д. Кстати, педагогам предстоит модифицировать все учебные планы под индивидуальные особенности каждого ребенка с ограниченными возможностями. И конечно же, пройти курсы переподготовки для работы в смешанных коллективах, получив рекомендации опытных педагогов-психологов. Надежными помощниками учителей могут стать тьюторы, которые будут сопровождать своих подопечных на уроках и переменах, помогая освоиться в учебном заведении. И что не менее важно, стоит заранее подготовить к встрече с детьми будущих одноклассников, объяснив, что несмотря на нарушения в физическом и психическом развитии, они стремятся жить полноценной жизнью. И в наших силах – дать каждому ребенку с ограниченными возможностями этот шанс, проявив заботу и участие в его судьбе.