Как найти «ключик» к каждому ученику и выбрать оптимальный подход для раскрытия его потенциала? Тип личности ребенка — один из важнейших аспектов в работе каждого педагога, который необходимо учитывать и применять в процессе обучения. Казалось бы, каждый из нас знаком с такими понятиями, как интроверт и экстраверт. Но только используя во благо сильные стороны ученика и работая над слабыми, можно добиться успехов в обучении.
Автор теории психологических типов — швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг — считал, что человек от природы наделен либо экстравертным началом, то есть, направленным на внешний мир, либо интровертным, то есть, сконцентрированном на внутреннем мире. Экстраверты получают энергию от общения и взаимодействия с окружающими, а интроверты, напротив, от одиночества и внутренних источников. Как правило, в школе экстраверты — заводилы, а интроверты, напротив, замкнутые и стеснительные одиночки. Ученики-экстраверты легко выражают свои эмоции, активно «тянут руки» и рвутся к доске. Однако порой таким учащимся трудно контролировать свои эмоции, и монотонный ритм работы на уроках им обычно в тягость. Лучше всего таким детям даются задания, в которых можно задействовать быструю реакцию или краткосрочную память (словарные диктанты, мозговые штурмы, дебаты, презентации и т.д.) За стремление проявлять здоровую инициативу и творческий подход учеников-экстравертов полезно поощрять, а вот от критики, особенно в присутствии одноклассников, стоит воздержаться. Лучше обсудить все проблемы во время личной беседы. Не стоит объединять в группу несколько ярко выраженных экстравертов, поскольку в стремлении обратить на себя внимание они могут ненароком вступить в конфликт.
Дети-интроверты не проявляют активность на уроках и не особо стремятся к общению со сверстниками. Выступая перед аудиторией, они чувствуют себя «не в своей тарелке». Но это не говорит о том, что таких учащихся вообще не стоит вызывать к доске. Надо стараться постепенно, не нагружая ребенка, вовлекать в общие действия. Просто такому ученику-интроверту требуется больше времени для того, чтобы тщательно всё обдумать, проанализировать и сформулировать свои мысли. Используйте в работе с детьми-интровертами методику «время ожидания». Это небольшая пауза от 3 до 7 секунд между тем, когда учитель задает вопрос, и тем, когда он дает возможность ответить. Часть заданий таким детям можно давать домой для самостоятельной работы и по возможности поощрять индивидуально, оставляя пометки в дневнике или тетради. Понять эмоции интроверта довольно сложно, поэтому, просто примите такого ребенка таким, каков он есть и постарайтесь наладить личный контакт. Кстати, несмотря на разные психотипы, общение между экстравертами и интровертами может быть полезным и благотворным. Но только в том случае, если согласовать их действия и направить общие усилия в правильное русло.