Как оценить реальную эффективность и пользу тех или иных образовательных проектов?
Если рассматривать процесс обучения, как исследование, то для начала нужны найти способы доказательства той или иной гипотезы. Получается, что любое решение — от реформы системы образования до внедрения нового педагогического инструмента должно приниматься на основе доказательной базы. И многих ошибок можно избежать, если ориентироваться на доказательный подход в образовательной политике, а не на текущую конъюнктуру, традиции или субъективные оценки. Доказательное образование — новый тренд в российском образовании, но рост его популярности очевиден.
В 2020-м на базе НИУ ВШЭ открылась целая магистерская программа по доказательному образованию, где готовят высококвалифицированных специалистов в этой области. Однако история доказательного образования началась значительно раньше и связана с именем британского академика Дэвида Харгривза. В 1996 году он первым выступил с публичным заявлением о том, что «преподавание не является профессией, основанной на исследованиях», подчеркнув, «что в противном случае она была бы более эффективной и приносящей удовлетворение». В переводе с английского доказательное образование (англ. evidence-based education) и есть образование, основанное на доказательствах.
Доказательное образование можно сопоставить с доказательной медициной, где способы лечения и препараты должны пройти проверку на эффективность и безопасность в исследованиях, проведенных по четким, строгим правилам. И если врач опирается на подтвержденные доказательной медициной данные: какой именно препарат пойдет пациенту на пользу, то педагог должно понимать, какой контент, объяснение или тест поможет учащемуся добиться высокого образовательного результата. Так, одному из первых исследователей в области доказательного образования — Роберту Марцано — удалось доказать эффективность таких методов обучения, как графические презентации, совместное обучение, постановка цели и обеспечение обратной связи, вопросы, подсказки, активация ранее полученных знаний и др. Однако без учета особенностей разных стран, использование подобных данных представляется некорректным. Поэтому, в доказательном образовании важно учитывать все внешние и внутренние факторы, которые в реальности оказывают влияние на образовательные результаты учащихся. И каждый процесс, решение и вывод должны находить научное подтверждение на базе конкретных исследований и аналитики.