Взаимосвязь детей и взрослых считается главнейшим условием развития ребенка. Задача взрослых – принять ребенка таким, какой он есть, верить в его способности, создать условия для развития его уверенности в себе и научить доверию к миру.
В идеале, взрослый – доброжелательный наставник и партнер, а не непререкаемый и исключительный авторитет. В этой статье мы попытаемся проследить динамику взаимоотношений взрослые-дети.
Младенческие годы. Родители находятся в эмоциональном единстве со своим ребенком, ухаживают за ним и удовлетворяют его потребности в тепле, сне, еде и комфорте. В этом возрасте особенно важно гармоничное родительское отношение, чтобы у ребенка не возник «дефицит родительского внимания».
Дошкольные годы. В это время происходит обогащение содержания игровой и изобразительной деятельности. Игровой вид деятельности возникает у детей к двум-трем годам. Роль родителя на этом этапе проста: подобрать подходящие игрушки, показать, как с ними можно играть. Лепка и рисование развивают воображение, способствуют зарождению чувства прекрасного, учат трудолюбию и аккуратности. У детей формируется любознательность, они пытаются осмыслить законы мира, задумываются об устройстве предметов и причинах явлений природы.
В возрасте 5-6 лет родители начинают готовить детей к школьному обучению, начиная учить читать, считать и писать. Главное, чтобы объяснения были наглядными.
Младший школьный возраст. Задача взрослых подогреть у ребенка интерес к школе, чтобы он понимал всю ответственность и правильно относился к обучению. В жизни ребенка появляется новый авторитетный взрослый – учитель, который обучает выполнению заданий.
Родители могут помочь ребенку преодолеть трудности этого периода и для этого необходимо:
✔ Не требовать на первых порах от ребенка полной самостоятельности: помогать ему, например, со сбором портфеля, оказывать (но не делать за него!) помощь в выполнении домашнего задания;
✔ Интересоваться временем, проведенным в школе, и задавать вопросы о школе, об отношениях ребенка со сверстниками;
✔ Сформировать у ребенка «умение учиться», влиять на выбор книг для чтения;
✔ Отказаться от предъявления завышенных требований, не ждать сиюминутных результатов.
Подростковый возраст. Это время требует особого родительского внимания, терпения, взвешенных решений.
В этот период надо помнить о таких моментах, как:
✔ Неравномерность развития физиологии подростка, изменение пропорций тела и, как следствие, переживаний из-за этого;
✔ Потребность подростка выглядеть «значимым» в глазах сверстников;
✔ Склонность к риску. Неумение предугадывать результат своих поступков.
Только при взаимном уважении, доверии и равенстве ребенок будет способен слышать и слушать взрослого.