Образование – один из самых сложных социальных институтов нашего общества, который состоит из множества элементов, а потому требует от учителя максимальной концентрации внимания на самых неоднозначных и важных элементах образовательного процесса. Безусловно, но также важно подмечать те детали, которые позволят делать выводы о том, насколько учебная мотивация стала частью каждого из школьников. Как можно узнать, насколько учебная мотивация сработала со школьниками?
1) Классические варианты
Безусловно, что классический подход к методике диагностики учебной мотивации предполагает использование контрольных работ, тестов и пересказов. Именно на основании этих данных вы можете говорить о заинтересованности студентов в преподавании вами соответствующего предмета. К сожалению, такой подход имеет ряд недостатков, один из которых – догматизм. На данный момент можно сказать, что это – лишь один из подходов.
2) Внеурочные занятия
Учтите, что если вам захотелось поистине узнать о том, насколько учеников завлекает ваш предмет, то лучше всего – организовать соответствующий кружок как часть внеурочных занятий, куда могли бы прийти самые заинтересованные в изучении той или иной дисциплины. Учтите, что это – не последний из возможных вариантов для развития учебной мотивации. Используйте этот опыт для того, чтобы как-то изменить свой подход к урокам.
3) Олимпиады и конкурсы
Особенно обращайте внимание на то, как школьники реагируют на ваши предложения принять участие в олимпиадах и подобных конкурсах. Именно их интерес к таким сторонним мероприятиям поможет понять, насколько же ваш предмет действительно привлекателен. Собирайте статистику и создавайте специальные сообщества в социальной сети. Так можно будет рассчитывать на уточненные данные при формировании общего итога.
Диагностировать степень учебной мотивации можно, впрочем, прямо на уроках, где по степени интереса учащихся к лекциями и урокам можно будет делать выводы, независимые от формальных методик. Возможно, вам просто придётся добавить что-то увлекательное к текущим занятиям.