Разделив слово «гиперактивный» на две части, получаем «гипер» и «активный». Это состояние, когда двигательный тонус сильно повышен. Возбудимость выше нормы является признаком непродуктивной нервной системы, ребенок неуравновешен. О том, как работать с таким ребенком, расскажем в этой статье.
В любом коллективе можно встретить ребенка, который не может долго сидеть на месте, он не хочет, а точнее, не может подчиняться инструкциям. Он легко отвлекается, много разговаривает и задает нелепые вопросы, на которые не хочет слышать ответа. Причем мальчиков среди гиперактивных детей встречается в три раза больше, чем девочек.
Причины происхождения гиперактивности:
1. Строение головного мозга (особенности генетики).
2. Травмы при родах.
3. Инфекции, которые ребенок перенес в первые месяцы жизни.
Гиперактивность проявляется в повышенной тревожности у ребенка. Он сам затевает ссоры, драки и конфликты.
Признаки гиперактивных детей.
1. Дефицит внимания.
Трудности в основном с сохранением внимания: постоянно берется за новое дело, не доводя до конца старое. Постоянно теряет личные вещи.
2. Высокая двигательная активность.
Он неусидчив, сон очень короткий, произносит сразу много слов – тараторит.
3. Импульсивность.
Начинает драки на пустом месте, может запросто просто так толкнуть другого ребенка. Тем самым он привлекает к себе постоянное внимание.
Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1. За любой хороший поступок хвалить, по возможности исполнять простые детские желания, а также обязательно выполнять свои обещания, не ждать быстрых успехов в учебе и не ругать за отметки;
2. Давать ребенку важные, но не сложные поручения. Это поможет развиться чувству ответственности и способности контроля своих действий. Требования должны быть конкретными и соизмеримы с возрастом и способностями ребенка, в отношениях с ним недопустима категоричность;
3. Ограничьте время просмотра телевизора и игры за компьютером. Важно соблюдение режима дня: ложиться спать, просыпаться, принимать пищу в одно и то же время, это дисциплинирует ребенка, стимулирует развитие внимания;
4. Важно принимать активное участие в совместных мероприятиях и играх с детьми; заниматься спортом и физкультурой, но избегать спортивных игр, развивающих азарт и агрессию, например, бокс. Рекомендованы плаванье, легкая атлетика;
5. Необходимо ограждать ребенка с повышенной нервной возбудимостью от посещения многолюдных мест, он не должен переутомляться;
6. Ребенка недопустимо унижать, разговаривать с ним грубо, подчеркивая его проступки, кричать на него, спорить с ним, это спровоцирует истерику и упрямство, постараться сдержанно объяснить, в чем конкретно его вина.
УМИУС даст несколько советов педагогам, как работать с гиперактивным ребенком:
1. Организуйте работу с такими детьми в первой половине дня. Распланируйте занятия так, чтобы сначала шли более сложные, а затем подвижные. Это даст ребенку возможность и получить знания, и сбросить энергию.
2. Рассмотрите возможный вариант индивидуальных занятий. Это необходимо в крайнем случае, когда гиперактивного ребенка невозможно обучать вместе с группой.
3. Продумайте нагрузку. Она должна соответствовать реальным возможностям детей. Как было уже сказано выше, гиперактивный ребенок не всегда доводит дело до конца. Не заставляйте его, просто постарайтесь переключить его на другую деятельность.
4. Как можно чаще меняйте виды деятельности на занятии. Например, устраивайте игры или физкультминутки между сложными заданиями.
5. Старайтесь постоянно удерживать внимание гиперактивного ребенка. Можно в течение урока задавать ему вопросы.
6. Напоминайте о времени выполнения задания, так как у таких детей плохая ориентация во временных промежутках.
Мы желаем удачи в вашей непростой работе учителя!