Современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Он должен уметь быстро приспосабливаться к реалиям жизни, при этом легко искать и обрабатывать информацию, с большой эффективностью действовать в сложных условиях, иметь творческий подход к решению возникающих задач.
Для этого человек должен реализоваться как личность. И учитель создает необходимые для этого условия. Это становится возможным при применении такой прогрессивной формы обучения, как исследовательская деятельность.
Через познание, исследование и самоанализ формируются мыслящие, предприимчивые люди, овладевающие различными способами деятельности в собственных возможностях и интересах, культурой поведения и исследовательским типом мышления.
Во многих учебных заведениях существует такая форма исследовательской деятельности как научное общество, в котором для учащихся создаются все условия для самоопределения, развития, воспитания и самореализации.
Формированию думающей, самостоятельной личности способствуют современные компьютерные технологии. Научные общества проводят научно-практические конференции, после которых можно участвовать в дискуссии по докладам. Исследовательская работа заставляет ученика самостоятельно работать с литературой, на основе которой в дальнейшем выполнять работы исследовательского характера.
Учащийся сам ставит задачи и цели, берет на себя ответственность за принимаемые решения, что очень ценно для его самоидентификации. Свой учебный опыт обучающийся сможет перенести на поступки в повседневности, любой эксперимент окажет влияние на возникновение определенных качеств личности.
Происходит развитие речи будущего специалиста: не важно, в какой сфере он будет работать. Важно, что человек сможет в диалоге донести до любого собеседника свою точку зрения, доступно представит материал, при этом уважительно отнесется к ценностям и мнениям других людей.
Исследовательская деятельность важна еще тем, что учащиеся могут составить единую группу, дружный коллектив единомышленников с общими увлечениями и интересами.
Опыт работы в группе повышает стрессоустойчивость, улучшает навыки коммуникации, развивает ответственность и раскрывает творческие способности.
Именно поэтому исследовательская деятельность и рассматривается как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве, она формирует предпосылки для социализации личности, помогает учащимся легко адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира. Информационное общество нуждается в личностях, способных творить и создавать новые реалии.