— Мне как-то неуютно в школе…- примерно так некоторые дети характеризуют состояние психологического дискомфорта в учебном заведении. И нежелание сначала вообще посещать школу, а потом даже и учиться, может быть связано именно с этими негативными ощущениями. Да, есть дети. которые очень быстро адаптируются в любой среде, но есть и те, которые очень чутко реагируют на любые «раздражители», вплоть до плохого настроения учителя и даже мрачного цвета стен… Как же создать максимально комфортные условия для занятий в учебном заведении?
С.И. Ожегов определяет это, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Что предполагает физический, психологический и интеллектуальный комфорт… Да, ребенок чувствует себя хорошо там, где уютно и красиво. И в этой связи очень важно правильно организовать пространство как в школе в целом, так и в каждом классе, предусмотрев возможности обустройства отдельных мини-зон для обучения, общения и отдыха, физического развития и игр. Профессиональные дизайнеры школ большое значение придают даже цвету, зная, что младшеклассники и старшеклассники предпочитают теплые тона, а учащиеся средних классов тяготеют к более холодным оттенкам. Важно правильно подобрать и удобную, современную мебель в соответствии с возрастом, ростом учеников, назначением помещения и внимательно отнестись к его оснащению. Особое внимание стоит уделить формированию «привлекательного образа» школьной столовой, библиотеки, актового зала.
Однако, без доброжелательной обстановки в школе даже самые мудрые дизайнерские решения могут «не сработать». Здесь особую роль играет психологический настрой учителей. И все профессиональные педагоги знают, что психологический климат на уроке начинается создавать вне урока. Когда педагог встречает учеников улыбкой и добрым словом, это сразу же располагает к себе. Учащиеся в ответ проявляют открытость, делятся впечатлениями, перестают бояться задавать вопросы и начинают доверять учителю. Ведь обучение невозможно без взаимного доверия, уважения, добра и терпения. Если ученик боится учителя, у него рано или поздно возникнут трудности с освоением предмета. Также и у педагогов: если они хладнокровно или негативно относятся к ученикам, даже не пытаясь их понять, формируется неприязнь к самой педагогической деятельность. Таким образом, в формировании комфортной психологической среды играют важную роль эмоциональный фон, стремление к сотрудничеству и взаимодействию. И задача педагога — постараться по возможности исключить психотравмирующие ситуации. А толчком к ним может стать любая мелочь, вплоть до неудачного замечания по поводу внешнего облика ученика, что, кстати, особенно раздражает подростков. Неуверенность в себе и страх ошибок — одни из главных проблем учеников, поэтому, учитель не имеет права развивать в детях комплексы, а должен избавлять от них. У любого ученика есть таланты, способности и внутренняя мотивация к обучению, важно только найти «ключики» к раскрытию этого потенциала. А комфортность обучения — это и есть тот самый «ключик», та самая гармоничная микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок получит возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал.