В учительской среде много говорится о гуманизации образования, о том, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход и о создании эмоционального и психологического комфорта на уроке для снятия напряжения: физического и умственного. Если на уроке отсутствует комфортность, это негативно сказывается на психике учащегося, на его интересе к учебе, а значит и на успеваемости.
Источники комфорта на уроке:
1. Позитивное эмоциональное состояние учителя и ученика.
2. Дружелюбие и приветливое общение между учеником и учителем. Если педагог держит в страхе и подавляет личность ребенка, ни о какой хорошей успеваемости не может быть и речи.
3. Нет деления на «плохих и «хороших», не выращиваются комплексы и неуверенность в собственных силах у детей. Наоборот, учитель учит детей видеть движение вперед и их собственные успехи, которые придают веру в себя.
4. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой на уроке, нужно обеспечить обстановку сотрудничества между учениками. Для этого на уроке создается ситуация успеха, когда каждый ученик, вне зависимости от его интеллектуальных возможностей, может почувствовать себя успешным, осознает свои возможности от достигнутого.
5. Важную роль играет рефлексия, которая гарантирует контроль класса, помогает каждому ученику строить логические цепочки, систематизировать полученные знания, учит сравнивать собственные успехи с успехами других школьников.
6. Позитивный настрой учителя, его отношение к своей работе, радость от успехов учеников и владение эмоциями в разговоре с родителями – все это влияет на положительную самооценку обучающихся и способствует комфорту на уроках.
7. Для эмоциональной комфортности на занятиях полезно использование музыки как средства, оказывающего терапевтический эффект. Можно делать музыкальные паузы и слушать, например, звуки природы.
8. Смена видов деятельности. Использование сложной работы в первой половине урока. Обеспечение каждому ученику возможности трудиться в комфортном для него темпе, формирование заинтересованности у детей в получении существенных результатов их познавательной деятельности.
Приемы создания эмоционального комфорта в классе:
1. Анонс контрольных, самостоятельных работ. Дети часто сомневаются в своих силах, а дополнительная подготовка к предстоящей проверке знаний способна успокоить ребенка и придать уверенности.
2. Поддержка ребенка в выполнении сложного задания, умение показать ему перспективу познания и вдохновить на решение еще более серьезных задач.
3. Оценка работы учащихся в конце урока. Положительный настрой на следующий урок.