Все, кто только приходит работать в школу, на первых порах переживают довольно сложный, адаптационный период. Приходится нервничать, если что-то пошло не так и ломать голову над вопросом: почему не удается найти общий язык с детьми? Ведь педагог несёт ответственность за каждый проводимый урок и за весь класс в целом. Но, увы, на занятиях далеко не всегда получается быть «на одной волне» с учениками и понимать друг друга. Но что же предпринять, если вы чувствуете, что занятие явно идёт не по заранее выстроенному плану?
Да, можно усердно готовиться к урокам весь день и даже ночь, продумывая каждую мелкую деталь рабочего плана, но гарантии того, что вы сможете найти взаимопонимание с детьми это не даст. И сколько бы раз вы не повторяли пройденный материал, ученики все равно могут смотреть на вас пустыми, непонимающими глазами. В этой неоднозначной ситуации главное – не растеряться и постараться как можно скорее найти выход из сложившегося «тупика». Попробуйте на мгновенье приостановить объяснение учебного материала и просто поговорить с детьми по душам, выяснив, что им непонятно или даже вызывает неприятие. Не стоит показывать школьникам свое волнение или растерянность. Лучше всего упростить форму подачи материала, используя жесты и мимику в его объяснении. Но даже если такой подход не может спасти ситуацию, не заставляйте детей до последнего теряться в попытках вникнуть в материал. Отойдите от плана и постарайтесь переключить внимание школьников на другое задание. Не переживайте по поводу того, что вы буквально за секунду поменяете уже продуманный ход урока, ведь как говорится, лучше меньше, да лучше.
Однако не всегда проблемы на уроках появляются из-за трудностей с восприятием материала. Именно начинающие педагоги часто сталкиваются с тем, что дети постоянно нарушают дисциплину: выкрикивают ответы с места, разговаривают в полный голос или не готовятся к занятиям. Все это, действительно, создает большие трудности, но вступать в борьбу с ними необходимо с первых дней работы. Попробуйте различные варианты решения подобных проблем. К примеру, если ученики упорно не хотят следовать такому правилу, как отвечать только с поднятой рукой, постарайтесь не реагировать на «выкрикивания» и слушайте только тех, кто перед своим ответом всегда послушно держит руку. Также не стоит допускать многоголосья в классе, а объяснять детям, что даже в конфликтных ситуациях следует до конца выслушивать мнение одноклассников и не давать волю эмоциям. Ну и, конечно же, постарайтесь подружиться с классом и воздерживаться от угроз и криков со своей стороны. Кстати, если вам никак не удается справиться с недисциплинированными учениками, можете применить один интересный педагогический метод. На первые уроки принесите ватман и предложите детям самостоятельно составить правила поведения на уроке. Таким образом, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете и верите в соблюдение каждого правила. Вы и сами должны вести себя последовательно и выполнять все свои обещания.
Да, выстроить урок идеально и провести его в атмосфере взаимопонимания — весьма сложная задача. Поэтому, очень важно всегда уделять время самоанализу, проводить работу над ошибками и сохранять уверенность в своих силах.