В среде педагогов бытует мудрое выражение: «хороший учитель — отдохнувший учитель». Интересно, а могут ли современные учители отдохнуть на перемене? Или это только в советских фильмах нам демонстрировали образцовый распорядок труда педагогов, которые во время «переменок» спокойно беседовали в учительской за чашкой чая? На самом деле в современных школах все давно не так, и для учителей перемена из времени для отдыха превратилась в рабочее время. Кстати, долгое время такого понятия, как перемена, и вовсе не существовало. Его ввел в 17 веке выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, который считал профессию педагога «самой почетной под солнцем». По сути вся система школьного образования разработана именно Коменским, который эмпирическим путём определил оптимальную продолжительность урока в 40-45 минут и перемен от 10 до 20 минут. В понимании выдающегося педагога в свободное от ведения урока время его коллеги обязательно должны отдыхать. Но с тех пор многое изменилось, и наши учителя порой просто не могут позволить себе эту маленькую паузу в учебном процессе.
Начнем с того, что согласно существующим правилам, перемены входят в рабочее время учителей, а это значит, что в этот период на них можно возложить кучу обязанностей по организации школьного процесса. И отказаться педагог не имеет права. Поэтому, во время перемен многие, правда, поочередно, работают еще и «дежурными учителями» . То есть, следят за детьми, которые после уроков устремляются в коридоры и выплескивают всю свою энергию самыми разнообразными способами. Дежурный педагог должен успеть уследить за всеми, оградить от возможных неприятностей и таким образом, обеспечить безопасность. В каждой конкретной школе разработаны свои правила, которые могут предусматривать как дежурства по этажам, так и по отдельным коридорам, столовым и даже в гардеробе. А если педагог является еще и классным руководителем «дежурного» класса, то на него возлагается двойная ответственность. И за учащихся своего класса, которые должны следить за порядком в школе, и за всеми участниками минут отдыха.
Кстати, оставлять детей в классе во время перемен, согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, нельзя. В этот период помещение для занятий надо успеть проветрить. Однако есть дети, которые не спешат на перемены, а стремятся пообщаться с педагогом, которому, в свою очередь, надо еще и успеть подготовиться к следующему уроку, созвониться или списаться с родителями отсутствующих учеников, при необходимости согласовать организационные вопросы с директором, завучами, заполнить многочисленную бумажную, электронную документацию и т.д. А классные руководители начальных классов должны еще организовать так называемые «минуты отдыха» на переменах типа подвижных игр, конкурсов и др. Вот и получается, что свободного времени у учителя почти не остается. Не зря ведь некоторые учителя считают перемены самой тяжелой работой в школе и нам, родителям и ученикам, надо учиться уважать и ценить их нелегкий труд.