«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это высказывание выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского подчеркивает важность развития мелкой моторики у детей.
Действительно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит всё его дальнейшее развитие. Напомним о том, что мелкая моторика — это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. К примеру, по тому, насколько ловко малыш конструирует домики из кубиков или наряжает кукол, можно судить о развитии мелкой моторики, которая зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем: мышечной, нервной и костной.
«Рука – это своего рода внешний мозг» – писал великий философ Иммануил Кант. Научно доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Чем более ловкие пальчики у ребенка, тем быстрее и легче он освоит речь. Вот почему, если малыш плохо говорит, логопеды рекомендуют занятия, развивающие моторику детских пальчиков. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии: внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, воображение и т.д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Но ежедневно выполнять одни и те же упражнения будет скучно, поэтому надо постараться превратить их в интересное и полезное времяпрепровождение. К примеру, одним из самых понятных и доступных видов детского творчества является аппликация, занятия которой важны для развития координации движения. Развитию мелкой моторики рук, и как следствие активного речевого и умственного развития, способствуют и занятие оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги). Важно то, что эти виды творчества дадут ребенку возможность «мыслить руками», развивая наглядно-образное мышление. Словом, всё – в наших руках! Давайте же учиться, играя, вместе с УМИУС!