Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывают огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие современных школьников. С одной стороны, учащиеся прекрасно ориентируются в мире новых информационных технологий и без труда могут найти любую информацию в интернете, а с другой, «скучают» в обществе традиционных бумажных носителей и с трудом воспринимают информацию в формате классических уроков.
Несомненно, что интернет задает новые стандарты восприятия информации, поэтому, современная образовательная среда должна видоизменяться в сторону большей визуализации информации. Рационализировать процесс обучения и создать образовательную среду, отвечающую требованиям времени, помогут инструменты педагогического дизайна. Это — новая отрасль педагогики, которая формируется на стыке наук: психологии, социологии, эргономики и др. Педагогический дизайн представляет собой целенаправленный процесс разработки, создания, внедрения и оценки учебных продуктов. С одной стороны, это — ноу-хау образовательной сферы, набравшее популярность в условиях дистанционного обучения и распространения новых технологий. Но с другой, простейшие средства педагогического дизайна типа наглядных учебных пособий и раньше использовались в школах.
Но сегодня в приоритете четкий, лаконичный и «говорящий» контент, а значит, важно акцентировать внимание на видео-, аудио-, мультимедиа- анимационных, игровых и других цифровых ресурсах. Яркий пример эффективного использования инструментов педагогического дизайна — переход на дистанционное обучение с использованием онлайн-платформ. Каждый преподаватель в той или иной степени уже является педагогическим дизайнером, поскольку часто разрабатывает не только планы уроков и рабочие программы, но и новые обучающие курсы. Процесс проектирования учебных материалов с помощью инструментов педагогического дизайна по многим параметрам схож с такими дисциплинами, как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна урока используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE, включающая такие важные этапы, как анализ, проектирование, разработку, реализацию и оценку программу. Целым рядом преимуществ обладают и новейшие модели педагогического проектирования: SAM, SMART, ALD и др. Понятно, что освоить все премудрости педагогического дизайна самостоятельно, не имея опыта и без помощи наставников очень сложно. Но сегодня существует масса обучающих онлайн-курсов, которые придут на помощь учителям, которые стремятся идти в ногу со временем.