Мало владеть информацией, надо уметь правильно и интересно ее донести. Эту истину подтверждает опыт педагогов, которые знают, как непросто завоевать внимание школьников и вовлечь их в учебный процесс. Однако решить эту проблему можно и нужно, овладев техникой сторителлинга. Под этим, на первый взгляд, сложным и непонятным термином скрывается простая и ясная суть. Сторителлинг в переводе с английского — это интересно рассказанная история. А в педагогике — современная технология, которая предполагает использование историй для повышения эффективности процесса обучения. Кстати, приемы сторителлинга давно и эффективно применяются в бизнесе, рекламе, СМИ, психотерапии, киноиндустрии и др. А для учителей сторителлинг — настоящая «волшебная палочка» успешного ведения урока.
Согласитесь: любой учебный материал, причем, даже скучные цифры и правила, легче запоминается, если подать информацию в форме интересной и увлекательной истории.
Приведем простой пример применения сторителлинга на уроках географии. Учитель предложил учащимся представить себя в роли конкретных героев — участников экспедиционной группы. Дети не просто изучали параграфы в учебниках, а каждый раз отправлялись в новое путешествие. Не просто писали контрольные, а искали таинственные артефакты… То есть, выбрав сюжет, учитель создал вокруг него свою историю, выступив в роли своеобразного «сказочника», а далее все происходило почти, как в кино или в старой доброй сказке. Таким образом, применение игрового метода сторителлинга позволило максимально разнообразить занятия, заинтересовать учащихся, а в итоге помочь усвоить и закрепить учебный материал.
Существует 3 основных вида педагогического сторителлинга: классический, активный и цифровой. В классическом варианте реальную или вымышленную историю, иллюстрирующую учебный материал, рассказывает сам педагог. А вот в активном учитель лишь «бросает удочку», задавая интригующую основу сюжета, предлагая участникам ее развивать. И наконец в цифровом сторителлинге устный рассказ дополняется визуальным рядом, то есть, с использованием видеоматериалов, возможностей интернета, инфографики, веб-квестов и т.д.
Но прежде каждый педагог должен сам научиться очень простым правилам построения ораторской речи и соответственно изложению интересной истории. Еще Аристотель утверждал, что история должна иметь начало, середину и конец. То есть, вступление, развитие событий, кульминация и заключение. Так обычно и выстраивают классические сюжеты писатели и режиссеры. А поскольку учитель и есть «режиссер» урока, то он должен постараться составить историю-рассказ так, чтобы ее герои-участники почувствовали себя похожими на реальных людей.
Помочь постигнуть секреты сторителлинга вам помогут специалисты, которые знают и понимают, как можно успешно использовать эту современную технологию. Причем, и на уроках, и в жизни. Мы предлагаем программу, которая так и называется «Курс для желающих преподавать». Помимо теоретических знаний, вы овладеете практическими навыками. И убедитесь в том, с помощью сторителлинга любое занятие можно сделать увлекательным и интересным!