Педагогика – отдельное искусство, которое требует множества разнообразных навыков для того, чтобы обеспечить надлежащий образовательный процесс. Безусловно, что сторителлинг – умение рассказывать истории, является основополагающим качеством педагога, без которого невозможно представить себе эффективное взаимодействие с учащимся. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. Не стоит забывать, что в основе детского мышления всё еще лежит иррациональный элемент, который основан на эмоциях, а не на разуме.
Итак, что такое ТРИЗ в педагогике? ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Её основателем является Генрих Альтшуллер, известный писатель – фантаст, который приступил к разработке ТРИЗ после Второй мировой войны, написав книгу “О психологии изобретательского творчества”. В основе работы лежит творческий подход, который предполагает активное участие детей в процессе познания ТРИЗ.
1) ТРИЗ: сочинение
Однако прежде чем научить детей придумывать сказки, взрослые обязаны сначала обучиться этому самостоятельно и получить итоговую методику сочинения сказочных сюжетов. Кстати, в основе ТРИЗ-сказки лежит представление о том, что для итогового результата необходимо задействовать простые и понятные инструменты – план сказки и ответы на вопросы. Именно так формируется практически любой план статьи, тезис доклада, структура отчета и так далее. В целом, сторителлинг – это структура, а потому детей стоит учить именно этому (для начала).
2) Структура сказок
В основе плана составления сказки по методике ТРИЗ следует положить масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа “Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки”.
В. Пропп выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Что это за элементы?
— Завязка (отправление в путешествие);
— Запрет (запрет герою на отправление в путешествие);
— Нарушение запрета (герой нарушает запрет);
— Волшебное средство (что поможет выбраться из ситуации);
— Способ (отправить в путь – решить ситуацию);
— Преследование и препятствие (враги пытаются помешать герою);
— Победа (герой выбирается из ситуации);
— Счастливый конец (чудесное избавление от проблем и воссоединение с близкими).
3) Вопросы для составления сказок – ТРИЗ
Перед составлением сказки необходимо задаваться следующими вопросами: Кто будет главным героем? Где он живёт? Чем герой занимается? Что герой любит делать? Кто его друзья и родственники? Кто и зачем решил уехать? Что сказали или запретили герою на прощание? Почему герой решил ослушаться запрета? Что с ним случилось? Как он решил выйти из сложной ситуации? Кто ему помог? Как ему помогли? Кто и как ему мешал? Что спасло героя и как наказан враг? Чем все закончилось и какой смысл у этого события?
Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет». Иными словами, при формировании ТРИЗ необходимо следовать общим формулам, но их содержание необходимо индивидуализировать.