Формат обучения в школе – вечно обсуждаемый вопрос, а потому не лишним будет ознакомиться с последними достижениями образовательных методик, которые способствуют эффективности процесса получения знаний.
Блочно – модульная система – одна из самых известных в мире, благодаря которой повышается самообучаемость учащихся и формируется удобный график изучения предметов.
В основе системы лежит разделение обучения на блоки:
1) Предоставление первичного учебного материала;
2) Проверка усвоенного учениками;
3) Дополнительное обучение;
4) Решение практических задач;
5) Контроль.
Однако эта информация покажется абстрактной, если не дополнить её описанием того, на какие модули делится сам образовательный процесс.
Основным приёмом здесь является концентрация внимания учащихся на изучении смежных дисциплин – каждый день посвящен либо гуманитарному циклу, либо техническому. Так можно добиться сосредоточенности школьников на сферах знаний близких по своему предмету исследования.
Программа по каждому предмету разделена на части – модули: а) целевой модуль (основные понятия дисциплины); б) операционный модуль (самостоятельные работы, дискуссия и практика); в) коррекция (повтор материала); контроль (проверка знаний).
Оценочная часть здесь рейтинго – балльная, как правило, высшим порогом в 10 баллов.
Главным плюсом блочно-модульного подхода является ориентация класса на самостоятельную работу, где учитель даёт инструкции и общую информацию. Кроме того, большую роль играет групповая работа, которая оценивается классическими средствами – тестами, диктантами, опросами.
Основной ролью преподавателя является контроль – оценочный и временной, что позволяет сделать акцент на самообучаемости учащихся и их социализации за счет групповой работы.
Главные достоинства подхода: 1) гибкость и динамичность, ведь элементы модульной системы комбинировать в зависимости от особенностей школы; 2) самостоятельность учащихся и их индивидуализация; 3) равномерная нагрузка.
Важно помнить, однако, что такой подход потребует издержек – подготовки преподавателя к новому формату работы, адаптации класса к самостоятельности. Кроме того, методика может плохо работать в начальной школе, так как у детей еще нет навыков должной самоорганизации. Однако для старшеклассников, которые уже выбрали профильные предметы, готовятся к олимпиадам и ЕГЭ, именно такая гибкая система позволит больше времени уделять на самообразование.