Совсем недавно классное руководство рассматривалось лишь дополнением к основной нагрузке. В последнее время функции школьного классного руководителя изменились коренным образом. В этой статье мы постараемся рассказать об актуальной работе учителя и его роли во взаимодействии внутри школьного объединения, сотрудничестве школы и семьи, коммуникации семьи с социумом.
Сегодня классный руководитель несет такие функции, как: организатор, координатор и коммуникатор.
1. С точки зрения организатора, педагог формирует сплоченность класса, занимается организацией внеурочной дополнительной деятельности, предотвращает конфликты в классе.
2. Функция координатора еще совсем новая для педагогов и требует понимания ее специфики: это совершенно новые компетенции классного руководителя в качестве интегратора ресурсов образования в зависимости от интересов ребенка.
3. Ключевая функция – это обязанность коммуникатора, то есть человека, на котором лежит ответственность дружелюбного общения многочисленных участников школьного процесса: педагогов, класса и семьи. Жизнь класса – это практически его жизнь, только так он сможет понимать и знать чаяния каждого ученика, сумеет чутко и деликатно реагировать на возникновение различных ситуаций и уметь предотвращать неприятные и угрожающие жизни и здоровью детей. Все эти качества педагога, его успешная работа помогают ребенку сформировать его собственную успешность и добиваться высоких результатов в обучении.
Для конкурентоспособности в современных условиях, учитель должен обладать следующими качествами: креативностью, цифровыми компетенциями, исследовательскими навыками, способностью быстро находить решение в неопределенных ситуациях.
Надо отметить, что без участия семьи воспитание и обучение детей было бы неполноценным, поэтому так важно, чтобы семья участвовала в жизни школы. Формой номер один остается родительское собрание. Проведение совместных мероприятий хорошо способствует сплочению учителя, учеников и родителей.
В обязанность руководителя входят:
Поддержка родителей и их информирование.
Посещение семьи ученика.
Консультации родителям.
Без взаимосвязи семьи и социума ребенок не сможет освоить культуру и традиции общества. Для формирования его как личности очень важна окружающая социальная среда. Процесс взаимодействия школы, семьи и социума является основополагающим принципом для становления гражданской позиции школьника.