Помните стихотворение Агнии Барто «Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю…»? Конечно, это шутка. Игра занимает в жизни младших школьников такое же важное место, как и познавательная деятельность, и это нужно использовать. Игровая атмосфера на занятиях обеспечивает положительный эмоциональный настрой, снижает страх ошибок и неуверенность.
Игровая деятельность учеников начальной школы уже достаточно сложна, в основном это сюжетно-ролевые игры и имитационные. Причём дети могут сами придумывать сюжет, взяв за основу любимый мультфильм или книгу, легко входят в образ героя, охотно принимают правила и следуют им. Это позволяет использовать метод игрового моделирования проблемной ситуации. Проживая её в игре, ребёнок получает не только теоретические знания, но и закрепляет практический навык решения.
Педагогические игры отличаются от свободной игровой деятельности наличием цели и ясным пониманием, какой результат нужно получить. На что направлены учебно-игровые занятия в начальной школе?
1. Развитие речи, расширение активного словарного запаса.
2. Математические навыки, закрепление действий над числами.
3. Когнитивная деятельность – память, логика, наблюдательность, концентрация.
4. Кругозор и взаимодействие с окружением.
В зависимости от проблемы, которую нужно решить, педагог выбирает вид игры и устанавливает правила. Они могут следовать логике игрового персонажа или соответствовать правилам имитируемой деятельности.
Задача педагога – не только увлечь игрой, но и контролировать её ход, чтобы дети не увлеклись игровой составляющей в ущерб дидактической. Учебно-познавательная цель игры достигается тем, что участники обсуждают свои действия как в процессе игры, так и после её завершения. Учитель помогает сравнить игровое действие с реальной ситуацией и сделать правильные выводы.
В начальной школе игровая технология встраивается в учебный процесс как структурный элемент урока, наполняя каждую его часть определённым содержанием. Игровой сюжет идёт параллельно учебному плану, помогая закрепить новые знания и навыки. Российские педагоги разработали целый ряд игровых технологий, которые можно адаптировать к имеющимся учебно-воспитательным задачам.
В то же время, игра не должна занимать ведущее место на уроке. По мере взросления игровая деятельность вытесняется познавательной, готовя младших школьников к переходу в среднее звено и усвоению более сложного материала.