Дополнительные навыки учителя: публичные выступления и разрешение конфликтов.
Учитель – многосложная и разносторонняя профессия, никак не сводимая к выполнению исключительно административных задач и формальным навыкам преподавания. Среди множества умений стоило бы выделить некоторые основные из них, на развитии которых и следовало бы делать упор при переподготовках и повышении квалификации, а также планируя свободное время.
1) Ораторское искусство.
Публичное выступление – это кредо преподавателя, с помощью которого транслируется информация о дисциплине учащимся, формируется интерес со стороны подростков к предмету. Живая речь позволяет установить живой и эмоциональный контакт с аудиторией, развить собственный мозг (в ходе выступления мышление вынуждено искать новые варианты произношения слов) и творчески подойти к своему предмету. Безусловно, что пересказ перед сном будет способствовать росту навыков, а системные выступления на мероприятиях, не связанных с урочными часами, позволит поговорить на новые темы. Рассказ – ключевой преподавательский навык (“визитная карточка”).
2) Разрешение конфликтов.
Конфликт – одно из привычных явлений при работе с подростками. Поэтому важным является установить для себя правильный подход к умению вести себя при сложных ситуациях. Формальные дисциплинарные взыскания не обеспечат должного результата, так как конфликтный ребёнок, как правило, играет на аудиторию сверстников, а потому обычные методы будут только раззадоривать его. Напротив, можно использовать неформальные подходы – разговор после уроков, нестандартные задания для учащегося (подтвердить свой творческий потенциал) и советы с руководителем класса, где учится ребёнок. Едва ли стоит прибегать к прямым методам давления – постоянному обращению к родителям, директору и завучам. Возможно, что личный разговор с ребёнком, вне коллектива, позволит создать базис для нормальных отношений. И только после провала нескольких попыток можно пытаться эффективно действовать обычными методами. Важно понимать, что психика ребёнка (пусть и конфликтного) – это объект вашей работы, а не преграда на пути к формальным методам решения проблем. Не допустить травмы подростка может быть важнее, чем сэкономить время за счет более внимательного отношения к нему.